Бояться математики – нормально, но только для 17% людей

Если вы в школе были не в восторге от фразы: «Завтра контрольная по квадратным уравнениям», и до сих пор храните нелюбовь к цифрам, формулам и вычислениям, это ещё не значит, что вы лентяй, пропустивший курс математики.

Бояться математики – это нормально, но только для 17% людей

По результатам международных исследований, проводимых Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD, от 30 до 50% людей хоть раз испытывали эмоциональный дискомфорт при выполнении математической задачи, связанной с работой, учёбой или подсчетом сдачи в супермаркете.

По данным мониторинга качества образования TIMSS, у 17% людей в нашей стране есть серьёзные проблемы с математикой именно потому, что они боятся её на генетическом уровне (эта боязнь и зовётся математической тревожностью). В этом случае часть ресурсов из тех, которые имеются для решения задачи, уходит не на математику, а на мысли о том, как не хочется это решать, а вдруг не получится, я сделаю ошибку и т.д. И одно это способно ухудшить результат выполнения.

На паре по алгебре:

– Извините, а можно выйти?

– А что случилось?

– У меня приступ математической тревожности.

Учёные решили, что показатель математической тревожности нужно свести на нет, дабы обогнать Корею, Японию и Сингапур (США, к слову, отстаёт от России всего на пару пунктов), так как показатель математических способностей неразрывно связан с уровнем квалификации инженеров, состоянием национальной науки и скоростью прогресса, соответственно. Конечно, на каждом уровне в игру включается всё большее количество факторов разной природы, но давайте вернёмся к учёным и математике.

Оказывается, что существует полиморфизм rs133885 (ген такой), который связан с математическими способностями и математической тревожностью. Этот ген буквально определяет, быть нам гуманитарием или технарём.

Успели поверить?

Хорошо, что нет. Всё устроено немного сложнее. Во-первых, следует различать понятия «математическая тревожность» и «математические способности», это не одно и то же. Таким образом, отсутствие одного не обуславливает наличия другого. А, во-вторых, один ген не имеет такого сильного воздействия на поведение человека, а значит, потомственный гуманитарий имеет все шансы стать физиком-оптиком. В-третьих, исследования показали, что математическая тревожность наследуема всего на 35-40% (хорошо, что не полностью, правда?).

Близнецовый метод и поведенческая генетика помогают нивелировать огромное количество факторов, связанных с окружающей средой, уровнем образования, наследственностью, характером и ответить на вопрос, имеют ли гены или их соединения решающее значение в вопросе, быть нам следующим Перельманом или пополнять ряды семнадцати процентов?

«Мир может стать лучше тогда, когда образование станет лучше. И нам хочется очень, чтобы это мы сделали так, чтобы образование стало лучше. Поэтому я здесь и рассказываю вам о математической тревожности»,

– так закончил своё выступление на Science Slam двух столиц Илья Захаров, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики психологического института РАО, который набирает испытуемых для детальных исследований и участвует в них сам со своим братом-близнецом.

Выходит, что если знакомый жалуется на потомственный гуманитарный склад ума, у вас есть парочка железных аргументов. Для начала – математическая тревожность передается в меньше, чем 50% случаев. И даже если знакомый находится в счастливых 17%, у которых действительно есть математическая тревожность, а не симуляция таковой, нужно расслабиться и бросить все силы на задачу, а не самоустрашение ею. Или с репетитором договориться на пару занятий.

Математическая тревожность – не приговор. Гены, конечно, генами, но характер, развитие собственных способностей, усердие и желание стать лучше, чем вчера ещё никто не отменял!

Комментарии