Секрет фирмы: как Илон Маск финансирует свою бизнес-империю

Илон Маск – один из наиболее успешных предпринимателей наших дней, исполнительный директор автомобильной компании Tesla и компании-производителя космических ракет SpaceX, председатель SolarCity, которая специализируется на солнечной энергетике, а также крупнейший акционер всех трех фирм. Он уже прославился своими смелыми предпринимательскими решениями и планами отправить первых людей на Марс в ближайшие несколько лет и даже переселиться туда после выхода на пенсию. Однако, финансовые решения бизнесмена не менее рискованны и могут стать проблемой для его бизнес-империи.

Как Илон Маск финансирует свою бизнес-империю

С октября 2014 года корпорация SolarCity пыталась привлечь индивидуальных инвесторов в бизнес солнечной энергетики выпуском так называемых “солнечных облигаций” общей стоимостью $214 млн. При этом крупнейшим покупателем на данный момент является компания Space Exploration Technologies Inc. (SpaceX), доля которой составила $90 млн из $105 млн, полученных на продажах в прошлом месяце. В своем интервью Илон Маск (Elon Musk), CEO компании SpaceX, назвал это “отличной инвестицией”. С ним трудно спорить, учитывая, что он является и председателем SolarCity, а также крупнейшим акционером обеих компаний.

44-летний предприниматель Маск во многом благодаря своей готовности идти на риски построил бизнес-империю, которой удалось изменить каждую сферу, в которой она действует. Три компании, которыми он руководит, – SolarCity, SpaceX, Tesla Motors – оцениваются в $50 млрд.

Можно сказать, для Маска в последнее время наступила светлая полоса. Tesla презентовала свой новый седан Model 3, который получил множество восторженных отзывов, и 325 тыс. человек уже заплатили залог $1000 для покупки машины за первые семь дней. Акции Tesla увеличились на 75% с 10 февраля - компания стала первым успешным стартапом американского автопрома с 1925 года. 8 апреля SpaceX удалось посадить ракету посреди Атлантического океана на плывущую платформу, управляемую по GPSвпервые за историю существования компании.

Маск владеет 37 млн акций компании Tesla (примерно 27% стоимостью $9.36 млрд), 22% компании SolarCity, что составляет 21.8 млн акций стоимостью $726 млн. Его доля в компании SpaceX остается неизвестной, но сама компания была оценена в $12 млрд. В компании Tesla Маск занимает должность председателя и CEO, однако не получает заработную плату, его пакет компенсаций (жалованье, премии, льготы и прочие вознаграждения) был оценен почти в $38 000, в соответствии с минимальными требованиями по заработной плате в штате Калифорния, однако он всегда отказывался от денег. Маск также получил вознаграждения в размере $1.2 млн от Solar City – почти все в виде биржевых опционов, которые действительны более трех лет. Его компенсация от SpaceX составляет $2.4. миллиона, следует из государственного сайта контрактов фирм. Анонимный источник сообщил, что сумма включает зарплату в $38000 и остаток в ценных бумагах.

Однако в процессе ведения своего бизнеса Маск также прибегает к довольно нетрадиционным методам финансовой поддержки своих компаний. Помимо покупки бондов (облигаций) компаний, он взял кредитные линии в $475 млн, покупая акции компаний Tesla и SolarCity, когда им требовался капитал. Кредитные линии подкреплены его акциями в двух компаниях стоимостью в $2.5 млрд (исходя из их рыночной стоимости). Немногие руководители компаний используют свои акции как залоговое обеспечение потребительских займов, так как это довольно рискованно для других акционеров, ведь может образоваться конфликт интересов CEO и интересов компании. Если стоимость акций упадет, потребуется внесение дополнительных фондов, что заставит руководителя продать или заложить акции, чтобы выплатить долги.

В документах по ценным бумагам Tesla раскрыла возможность образования дополнительных фондов в связи с займами Маска, которые "могут стать причиной дальнейшего падения акций компании". Так как SolarCity и Tesla теперь публичные компании, некоторые аналитики и эксперты корпоративного управления говорят, что Маск в дальнейшем вряд ли сможет занимать крупные суммы денег, подкрепляя их акциями.

Маск осознает подобные сомнения, вызванные его личными кредитами и финансовыми "перетасовками" между его компаниями.

"Бывали случаи, когда дела у одной компании шли значительно лучше, чем у другой, и я брал долги," - сказал он в своем интервью.

Маск оправдывает свои действия как соответствующие его философии:

"Если я прошу инвесторов вложиться в дело, я чувствую моральную обязанность так же вложить деньги, - говорит он. – Я не должен просить людей есть из моей тарелки, если я сам этого не собираюсь делать".

При этом Маск понимает важность самостоятельности каждой компании, чтобы не допустить возникновения "карточного домика", в котором падение одного элемента вызовет разрушение всех остальных. Он сказал, что его кредиты не представляют угрозы для акционеров, так как они составляют менее 5% его общего состояния, которое превышает $10 млрд, не включая данные о его доле в SpaceX.

Стивен Джурветсон (Stephen Jurvetson),со-основатель фирмы венчурного капитала Draper Fisher Jurvetson, один из первых и крупных инвесторов SpaceX, Tesla и SolarCity, считает, что действия Маска не должны вызывать беспокойство.

"Нужно смотреть на эти кредиты как на процент его собственности".

Пока они составляют менее 5% его состояния, по мнению Джурветсона, за ситуацией стоит лишь наблюдать. Пятипроцентный порог Маск установил сам.

Исследование, проведенное в феврале ISS QuickScore (часть прокси-консультанта Institutional Shareholder Services Inc.), показало, что среди руководителей 3000 крупнейших публичных компаний США лишь 13% закладывали акции по кредитам. Акции компаний SolarCity и Tesla довольно изменчивы – акции первой упали примерно на 35% с начала этого года, акции Tesla упали на 40% с конца декабря прошлого года по февраль, однако с тех пор уже снова реабилитировались.

Маск утверждает, что ясно дал понять акционерам:

"Я подписываюсь под высказыванием, что капитан последний покидает тонущий корабль".

При этом Маск помог начать развитие трех компаний с помощью $165 млн, которые получил от продажи своей доли в сервисе онлайн-платежей PayPal – он с самого начала был готов использовать средства одной молодой компании для помощи другой.

В конце 2008 года Tesla оказалась на грани финансового кризиса из-за ограниченного доступа к финансированию, а также из-за задержек производства, связанных с выпуском их нового электромобиля Roadster. Маск инвестировал собственные $20 млн в компанию (всего было инвестировано $40 млн). Примерно в то же время SpaceX испытывала трудности с финансированием, пока пыталась развить проект запуска своих ракет, однако позже выиграла контракт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства на $1.6 млрд для отправки 12 беспилотных грузовых капсул, чтобы помочь пополнить запасы Международной космической станции. В начале 2009 года Маск лично взял в долг у компании $20 млн, заявив в своем интервью, что деньги нужны были для помощи Tesla.Tesla впервые провела публичное размещение своих акций в июне 2010 года. Маск смог вернуть долг SpaceX с процентами, продав 1.4 млн акций Tesla почти за $24 млн – единственный раз когда он продал часть своей доли в компании-автопроизводителе.

В начале 2013 года Tesla работала над устранением проблем во время разработки седанов Model S, и как следствие вновь оказалась в затруднительном финансовом положении. В то же время SolarCity требовались деньги для поддержания бизнеса. Маск вновь действовал по-своему – он увеличил пределы своих кредитных линий в сумме с $85 млн до $300 млн, показывают документы по ценным бумагам. Его кредиторы Goldman Sachs Group и Morgan Stanley отказались от комментариев. В документах указывается, что 9,5 млн акций Tesla, 29% компании, а также 6 млн акций SolarCity были отданы в залог по кредитным линиям. С мая 2013 по октябрь 2013 Маск использовал часть денег от кредитов для покупки акций Tesla на $100 млн и $10 млн SolarCity, обеспечив обеим компаниям денежный капитал. Представитель SolarCity говорил, что инвестиции Маска "представляли собой относительно небольшую часть $398-миллионной сделки".

В прошлом году Tesla потратила $1.5 млрд наличных денег, утверждают аналитики – многие из них опасались, что это повлечет задержку выпуска нового спортивного внедорожника автопроизводителя Model X.

Tesla раскрыла в прошлом году информацию, что Маск увеличил личные кредитные линии до $475 млн. Он купил $20 млн доли компании и более $18 млн компании SolarCity. В интервью Маск указал, что покупка им акций лишь доказывает, что он связан с инвесторами в обеих фирмах. Также он сказал, что занял менее 65% денег, доступных по обеим кредитным линиям. Гордон Джонсон (Gordon Johnson), аналитик Axiom Capital Management в Нью-Йорке, говорил, что большинство индивидуальных инвесторов не были заинтересованы в покупке "солнечных облигаций", однако SolarCity утверждает, что им удалось привлечь инвесторов из всех 50 штатов США.

В прошлом ноябре компания, связанная с Маском, купила конвертируемые облигации компании SolarCity на $10 млн (из $113 млн. полученных от продаж). Линдон Райв, CEO SolarCity и двоюродный брат Маска, вложил еще $3 млн из оставшихся $103 млн. Райв считает это хорошими инвестициями:

"При взгляде на перспективы биржи в ближайшие пять лет, я считаю, это получит отличную отдачу".

Приобретенные SpaceX "солнечные" бонды на $90 млн в марте будут использованы для погашения облигаций, купленных компанией в прошлом году, считает Маск. По его словам, последняя сделка обещает SpaceX "достойную прибыль".

SpaceX получила государственные контракты на сумму $3.2 млрд на свою ракетную программу, по словам осведомленных источников. Депутаты Комитета палаты представителей обеспокоены, что деньги федеральных контрактов с SpaceX будут использованы для поддержки SolarCity. Представитель Даг Ламборн (Doug Lamborn) на этой неделе предложил внести поправку, которая запретит Маску использовать деньги SpaceX для покупки облигаций SolarCity – это предложение стало своего предупреждением Маску, что республиканцы в Конгрессе наблюдает за его деятельностью.

"Это больше для предупреждения, чем для дебатов и реального голосования, - сказал Ламборн. – Достаточно передать это сообщение".

Маск отказался от комментариев на эту тему. Представитель SpaceX сказал, что "денежные балансы компании не являются "государственными деньгами". Это фонды SpaceX, которые берут начало от сочетания коммерческих потребительских контрактов, государственных контрактов и фондов частных инвесторов".

В прошлом году другой депутат предложил подобную поправку законопроекта, однако она была быстро отклонена.

Оригинал статьи

Комментарии