Верующие люди более нравственны? Мнение социологов

В The Conversation вышла статья Димитриса Ксайгалатаса о том, как религия связана с моралью и как общество относится к атеистам. Мы ее перевели

Почему люди не доверяют атеистам?

В недавнем исследовании было выявлено, что в мире распространены предубеждения об атеистах. На всех континентах люди считают, что аморальные действия, даже такие радикальные, как серийные убийства, скорее всего, совершают атеисты.

В таком предвзятом отношении нет ничего удивительного.

Данные опроса показывают, что американцы доверяют атеистам меньше, чем любой другой социальной группе. Для большинства политиков поход в церковь – это лучший способ набрать голоса, а заявление о своем атеизме может стать политическим самоубийством. В Конгрессе США до сих пор нет открытых атеистов. Только одна представительница Конгресса называет себя «неверующей», но по-прежнему отрицает, что является атеистом.

Откуда берутся такие предрассудки? И каковы фактические доказательства взаимосвязи между религией и моралью?

Религия и мораль

Самые популярные мировые религии сильно озабочены нравственным поведением. Поэтому многие могут решить, что религиозная приверженность – это признак добродетели или что мораль не может существовать без религии. Но оба предположения весьма сомнительны.

Этические идеалы одной религии могут показаться аморальными для верующих другой. Например, в XIX веке мормоны считали полигамию нравственным долгом, а католики – смертным грехом.

Более того, религиозные идеалы нравственного поведения часто ограничиваются членами группы и могут даже сопровождаться откровенной ненавистью к другим группам. Например, в 1543 году Мартин Лютер, один из создателей протестантизма, опубликовал трактат под названием «О евреях и их лжи», распространяя таким образом и так популярные в мире антисемитские настроения.

Эти примеры также свидетельствуют и о том, что религиозная мораль часто меняется из-за преображающейся вокруг культуры. В последние годы несколько англиканских церквей пересмотрели свои взгляды и разрешили контрацепцию, ординацию женщин и благословение однополых союзов.

Слова и поступки

Так или иначе, убеждения и поведение верующих людей не всегда соответствуют официальным религиозным доктринам. Напротив, популярная религиозность очень практична и интуитивна. Это то, что ученые-религиоведы называют «теологической неправильностью».

Например, официально буддизм – это религия, в которой нет богов, но большинство буддистов относятся к Будде как к божеству. Точно так же католическая церковь решительно выступает против контроля над рождаемостью, но подавляющее большинство католиков используют контрацепцию. На самом деле, среди верующих теологическая неправильность – это норма, а не исключение.

Для этого социолог Марк Чавес ввел термин «религиозной конгруэнцией заблуждения». Это расхождение между убеждениями, взглядами и поведением людей. Тот же коммунизм – эгалитарная идеология, но коммунисты ведут себя не менее эгоистично, чем кто-либо другой.

Каковы же реальные доказательства прямой связи между религией и нравственностью?

Применяют ли люди на практике то, что они проповедуют?

Социальные научные исследования по этой теме дают интересные результаты.

Когда исследователи просят описать свое собственное поведение и поступки, религиозные люди называют себя более альтруистичными, сострадательными, честными и милосердными гражданами, чем нерелигиозные.

Но в самом поведении никаких различий нет. Ученые изучают разные аспекты морального поведения, от благотворительности и списывания на экзаменах до помощи нуждающимся незнакомцам и сотрудничества с анонимами.

В классическом эксперименте, известном как «добрый самаритянин», исследователи наблюдали за тем, кто именно остановится, чтобы помочь раненому человеку, лежащему в переулке. Половине студентов рассказали притчу о «добром самаритянине» и попросили рассказать о ней в соседнем здании, а другой – лекцию о трудоустройстве. По пути они видели раненого человека. Оказалось, что религиозность не играет никакой роли в поведении по оказанию помощи, даже когда участники шли выступать с такой речью.

Этот вывод был неоднократно подтвержден многочисленными лабораторными и полевыми исследованиями. В целом, результаты очевидны: религиозные люди ведут себя не более морально, чем атеисты, хотя они часто говорят (и, вероятно, верят в то), что все совсем наоборот.

Влияние

С другой стороны, религиозные доктрины оказывают задокументированный эффект на моральное поведение.

Проведенные среди американских христиан исследования показали, что участники жертвуют больше денег на благотворительность и даже смотрят меньше порно по воскресеньям. Впрочем, последнее они компенсируют в другие дни. В итоге различий между религиозными и нерелигиозными участниками в среднем не оказалось.

Кроме того, исследование, проведенное в Марокко, подтвердило, что всякий раз, когда был слышен исламский призыв к молитве, местные жители давали больше денег на благотворительность. Но эти эффекты были кратковременными: пожертвования росли только на несколько минут после каждого призыва, а затем снова уменьшались.

Интересно, что степень религиозности не играла существенной роли в этих экспериментах. Другими словами, позитивное воздействие религии зависит от ситуации, а не от предрасположенности.

Правопорядок

Впрочем, не все верования равны. Недавнее кросскультурное исследование показало, что те, кто считает своих богов нравоучительными и карающими, более беспристрастны и меньше обманывают в экономических сделках. Таким образом, если люди верят, что боги всегда знают, что они задумали, и готовы наказать грешников, то будут вести себя лучше.

Подобная вера в высший источник правосудия не уникальна для религии. Доверие к верховенству права в форме эффективного государства со справедливой судебной системой и надежной полиции также является залогом нравственного поведения. И действительно, когда закона силен, религиозные убеждения падают, как и недоверие к атеистам.

Эволюция бога

Научные данные свидетельствуют, что у людей (и даже наших родственников-приматов) есть врожденные моральные предрасположенности, они часто выражаются в религиозных философиях. То есть религия – это отражение, а не причина таких предрасположенностей. Но религия стала такой успешной именно из-за умения пользоваться этим моральным чутьем.

Сверхъестественные существа не всегда были связаны с моралью. Древнегреческие боги не интересовались нравственным поведением людей. Подобно различным местным божествам, которым поклонялись многие охотники-собиратели, они заботились о получении обрядов и пожертвований, но не о том, лгали ли люди друг другу или изменяли своим супругам.

По мнению психолога Ара Норензаяна, вера в нравственно-ориентированных богов возникла как решение проблемы широкомасштабного сотрудничества между людьми. Ранние общества были слишком маленькими, чтобы их члены могли полагаться на репутацию людей и решить, с кем нужно общаться. Но когда наши предки основали постоянные поселения, и размер групп увеличился, повседневные взаимодействия стали все чаще происходить между незнакомыми людьми. Как можно было понять, кому доверять?

Религия ответила на этот вопрос, дав веру во всезнающих, всемогущих богов, карающих за моральные проступки. По мере роста различных обществ росло и разнообразие таких убеждений. В отсутствие эффективных светских институтов страх перед богом играл решающую роль для порядка в обществе.

В этих сообществах искренняя вера в карающего внеземного наблюдателя была лучшей гарантией морального поведения. Сегодня у нас есть другие способы поддерживать нравственность, но эволюционное наследие все еще живо. Хотя по статистике атеисты совершают меньше преступлений, широко распространенное предубеждение против них отражает то самое чутье, которое выковывалось на протяжении веков и которое теперь трудно преодолеть.

Оригинал статьи

Фото: bigthink.com

Комментарии